Home Смысл жизни Габриэль Марсель о разбитом мире и смысле жизни

Габриэль Марсель о разбитом мире и смысле жизни

Габриэль Марсель (1889–1973), родившийся и умерший в Париже, был одним из ведущих экзистенциалистов XX века. Две из его идей, наиболее популярные в мире, это его представление о разбитом мире и различие между проблемой и загадкой.

Согласно Марселю, мы живем в «разбитом мире», имеется в виду, что кризисы, трудности изводят нашу жизнь. Это не означает, что мир когда-то был идеальным, скорее, что он разбит по сути — в прошлом и в настоящем. Марсель считал, что мы живем в разбитом мире в том смысле, что в нашем бытие есть что-то неправильное.

Габриэль Марсель
Габриэль Марсель

Трансцендентность Марселя

Марсель говорил, что мы не можем жить хорошо без апелляции к трансцендентности. Для Марселя трансцендентность находится за пределами жизни, и ее переживание включает в себя аморфные ощущения, ведь Марсель — мистик. Для него реальность — загадка. Но реальность полна не только загадок, реальность полна и проблем.

Часть из них мы можем решить. Однако, есть не решаемые проблемы. Это тоже тайна. Почему не все проблемы решаются? Это сфера, в которой теряет значение реальное знание и объективность. Когда имеешь дело с вопросом субъективности реальности, реальность становится загадочной. Более того, не все загадки возможно разгадать.

Отсюда известный афоризм, приписываемый Марселю: «Жизнь — это не проблема, которую нужно решить, а тайна, которую нужно прожить». Тайны невыразимы, непередаваемы, и все же наша субъективность строится на участии в них.

Человек может иметь проблемы, может их решить, а может не решить, но, по сути, все проблемы и загадки реальности и человека связаны с тайной нашего существования и смысла жизни. В конце концов, чтобы по-настоящему решать проблемы и раскрывать тайны реальности, согласно Марселю, нужно открыть для себя пути, предназначенные для этих целей, понять смысл жизни — а это значит, понять метафизику.

Иллюстрация pixabay

Экзистенциальный поиск

Наука научилась решать реальные проблемы мира и понимать, например, как эволюционировали виды — и есть нерешенные проблемы — как совместить теорию относительности и квантовые теории. Спорный вопрос, отличаются ли нерешенные проблемы от загадок? И есть ли какие-то по существу неразрешимые проблемы или загадки, которые невозможно понять в принципе, ни наукой, ни философией?

Но, по сути, не важно как назвать явление — проблема или загадка, если она остается не выясненной, неизвестной и, возможно, никогда не будет познана человеком. Тогда нужно согласиться с тем, что есть загадки, с которыми неясно, что делать, когда люди пытаются их решить. Возможно, мистикам следует прислушаться к совету Витгенштейна: о чем нельзя говорить, об этом нужно молчать.

И все же есть что-то настолько захватывающее в загадке, которую невозможно решить, что тысячелетиями самые выдающиеся умы решают эти загадки, такие как загадка смысла жизни. В чем смысл жизни? Никто не знает объективно. Марсель полагал, что загадка жизни разгадывается обращением к собственному экзистенциальному опыту, однако, считал, что это не так просто, как звучит и представляется чрезвычайно сложной задачей для современного человека, поскольку, общество утратило чувство онтологического, чувство бытия.

Современное общество по Марселю, состоит из людей, которые выполняют в обществе чисто утилитарные функции, каждый индивид выполняет свою задачу, как винтик в механизме, однако, при этом, люди не замечают, что мир обладает таинством, к которому должны быть причастны люди, чтобы понять загадку, смысл жизни.

Марсель беспощадно критикует современное общество утверждая, что при всех образовательных возможностях и невероятном потенциале личностной и творческой энергии, люди, тем не менее, направлены в жизни на достижение безличной цели прогресса общества, которое превращает каждого всего лишь в функцию.

Но Марсель не пессимист. Он признает за людьми постоянное желание понять, кто мы есть, и только тогда, когда человек пытается это понять, он становится личностью, преодолевая проблемы, которые возникают при понимании этого вопроса. Это напоминает идею Маркса о труде, который раскрывает, кто мы есть, соединяя нас с собой, природой и людьми. Мир был бы лучше, если бы культура поощряла людей к экзистенциальным поискам — таков общий вывод философии Марселя.

NO COMMENTS

Exit mobile version