Home Восприятие реальности Когда образование ведет к централизации власти

Когда образование ведет к централизации власти

Современное школьное и университетское образование — это не только изучение предметов и наук, это серьезное изменение в мышлении людей, которое приводит к централизованным системам власти.

Если посмотреть, как изменились традиционные общества по всему миру после внедрения европейского школьного образования, то можно увидеть, что школа берет свой контроль над обучением детей, что приводит к централизованным системам власти. Несмотря на то, что все культуры различны, во многих традиционных обществах дети пользуются широкой свободой в обучении.

Такие средства обучения, как игра, взаимодействия с другими детьми разного возраста, погружения в природу и участие в работе и деятельности взрослых, являлись традиционными для всех народов. У детей были серьезные обязанности в экономической жизни семьи, рода, деревни и от них можно ожидать, что они будут относиться к старшим с уважением, поскольку получают традиции от общества.

Образование тогда и сейчас

Раньше, взрослые не имели такого контроля над поведением детей, как сегодня и они учились на опыте, экспериментируя, методом проб и ошибок, путем наблюдения за природой и поведением людей из своего окружения, а также путем добровольного обмена информацией, историями, песнями и ритуалами сообщества.

Так было во всех традиционных обществах, в т.ч. европейских обществах, пока государства и правители не стали внедрять в обществе массовое образование. Раньше, знания, умения и опыт передавались от отца к сыну, соблюдались общинные и культурные традиции и уважались, как источники мудрости и практических знаний.

Школа в СССР
Школа в СССР 1920-е годы

Педагоги и учителя почти всех народов мира, изначально были не учителями в современном понимании этого слова, а воспитателями и как правило, это были сами родители, дедушки с бабушками, которые были примерами поведения для своих детей и внуков, во всех сферах жизни. Они показывали и объясняли, что нужно знать ребенку, чтобы быть успешно функционирующим членом общества.

Когда образование институционализируется под влиянием центральной власти, тогда свобода личности, также как и уважение к традициям, радикально ограничиваются. Ребенок в классе обычно оказывается в ситуации, когда он не может двигаться, говорить, смеяться, петь, есть, пить, читать, думать своими мыслями или даже пользоваться туалетом, без явного разрешения авторитетного лица, т.е. учителя.

Семья и общество отстранены, их знания теперь считаются хуже школьной или институтской программы. Учитель контролирует ребенка, муниципалитет контролирует учителя, государство контролирует муниципалитет, а кто контролирует государство? Люди, для которых власть является смыслом всей их жизни.

Стандартизированное развитие

Соответственно, создаются стандарты образования — шаблоны и модели мышления и поведения детей, с которыми они должны интегрироваться в общество и выполнять в нем чисто утилитарные функции, как запрограммированные роботы, выполняющие в обществе те роли, которые были придуманы для них централизованными органами власти, определяющими, чему должен учиться каждый ребенок в стране.

Проблема с таким подходом к образованию, должна быть очевидна: кто решает, чему и как учить детей? Кто решает, как, когда и где они будут этому учиться? Кто контролирует, что будет на тесте, когда он будет сдан или как будут использоваться его результаты? И что не менее важно, кто решает, чему дети не будут учиться?

Фото pixabay

Иерархия образовательной власти теоретически оправдывается более высокой «компетентностью» тех, кто находится на вершине институциональной, государственной пирамиды, что дает им право диктовать эти вещи всем остальным. Но кто выбирает экспертов? И что особенно важно, кому это выгодно?

В «развитых» обществах люди настолько привыкли к централизованному контролю над образованием, что он стал функционально невидимым для них, и большинство людей принимают его как естественное проявление свободы и демократии.

Мы предполагаем, что этот центральный орган власти, поскольку он связан с чем-то, что кажется однозначным благом — «образованием» — должен сам по себе быть добром, своего рода доброжелательной диктатурой интеллекта над массами людей.

Мы позволяем удаленным «экспертам» диктовать, что мы должны изучать, когда мы должны это изучать и как мы должны это изучать. Мы даем им право изменить содержание нашего мозга, навязать нам ценности, которые имеют огромное влияние на наши взгляды, поведение и ограничивают нас от других ценностей.

Однако, нет ничего более фундаментального для сферы интеллекта и духа, чем образование наших детей, иначе они просто не смогут выжить в современном мире или соответствовать ему. Получается, что ребенка воспитывают так, как устроено общество, в котором он рождается и нет у него выбора, никакой свободы ни в чем!

Свобода — это иллюзия

Когда массовое образование в европейских странах, в т.ч. в России, начало внедряться в конце средних веков, стало понятно, что образование — не только способ обучения наукам, производству и т.д., но это способ управлять сознанием разнонационального и независимого населения. Родилась идея общей школы.

Фото pixabay

Людей начали обучать с детства, что и как думать и говорить. Глубоко демократическая идея — бесплатное и равное образование для каждого ребенка — была связана с глубоко антидемократической идеей — что это образование будет контролироваться сверху вниз назначенными государством педагогами.

Основная путаница здесь возникает между идеей образования, поддерживаемого государством, и идеей централизованного образования, управляемого государством, управляемого кучкой элитарного сообщества. И в принципе, получается, мы меняем свою свободу на стабильность, поскольку ясно, что без контроля и централизации, в стране быстро наступит анархия, как это было в 90-х гг. ХХ века в России.

Через эту призму становится довольно интересно посмотреть не только на то, чему учили наших детей в 90-х годах и чему их учат сегодня, какие предметы добавились и т.д., но и на то, чему они не учатся. А не учатся они многому, например, они не понимают, как рассчитать проценты по задолженности по кредитной карте или расшифровать договор об ипотеке или как вообще не попадать в кредитную яму.

Наши дети настолько перегружены бесконечными домашними заданиями, тестами и школьными предметами, часть из которых давно устарели, что у них остается мало времени и энергии обращать внимание на то, что происходит в окружающем их мире. Их учат соревноваться друг с другом, но не выстраивать отношения, учат игре в систему, а не глубокому пониманию того, как устроена эта система.

Каким должно быть общество?

Конечно, наша социальная система или системы других стран, при этом, работает, она более менее стабильна. Это благодаря тому, что мы учимся — благодаря образованию и централизованной власти. Система, устроенная в виде пирамиды, состоит в том, что обычные люди получают с самого рождения программу своего развития на всю жизнь, а иначе бы они просто не знали, что им делать в жизни, куда развиваться?

Людьми нужно управлять. У нас должен быть контроль, но вопрос в том, пытаемся ли мы контролировать качественным образом с перспективой на будущее или хотим закрыться, но что тогда можно будет построить в такой закрытой системе и сколько займет времени, прежде чем она сколлапсирует, как Советский Союз?

В глобальном мире, все страны мира связаны друг с другом инфраструктурой, социальными и культурными связями и т.д., что говорит о том, что страны мира глобально представляют из себя свехргосударство как систему, а вот на уровне взаимодействия и отношения людей и государств друг к другу, люди разрозненны.

Получается парадокс — системно, все связаны со всеми, а на уровне человеческих отношений, все ненавидят всех! Не это ли главная трагедия современного человечества, которая привела людей к цивилизационному кризису?

Идея о том, что человечество едино — старая идея, но раньше не было такой связности общества, как сегодня. Новые технологии, смартфоны, интернет связывают людей все больше и по экспоненте мы становимся очень сложным и многосвязным организмом. В любой сложной системе это создает проблемы повышенной чувствительности глобального организма к любым локальным проблемам.

Но это не гимн глобализации, а только констатация фактов. Речь идет о том, на что способен человеческий интеллект и дух, когда люди могут свободно взаимодействовать в открытых, горизонтальных, не вертикальных системах, открытых для общения, взаимодействия и сотрудничества. Способно ли человечество преодолеть эгоизм, чтобы сделать шаг вперед навстречу друг другу к новому миру?

Объединение — это решение

Снова и снова по мере развития цифровой революции и технологий, не вертикальные модели сотрудничества демонстрируют превосходство над старыми национальными, жесткими моделями с вертикальным управлением и централизованной властью.

Позитивные социальные изменения происходят не благодаря иерархически управляемым институтам, расположенным сверху вниз, а благодаря тому, что люди начинают работать вместе. Когда цель состоит в том, чтобы максимизировать функционирование человеческого интеллекта, нам необходимо активировать уникальные навыки, таланты и базы знаний разных людей, а не заставлять всех проходить через единообразную матрицу, для получения однородных результатов.

Во времена кризисов, таких как современный глобальный кризис, человечество могло бы сплотиться и объединиться в наднациональную структуру с сохранением своих культурных рамок, традиций и т.д. Речь идет о сотрудничестве, а не глобальном правительстве. Но политики разбегаются по своим национальным углам, накладывают друг на друга санкции и думают, что сами справиться без других.

Это хорошо видно на примере пандемии коронавируса и на примере экологических проблем. Человечество могло бы решать проблемы эпидемии коллегиально, а не бороться с чужими вакцинами, если бы вместо того, чтобы враждовать и разрушать общество, которому должны в идеале служить люди, они служат только своему эгоизму, что уже сегодня очевидно, разрушает планету и ведет к Третьей мировой войне. Не пора ли остановиться и пересмотреть человеческие отношения?

NO COMMENTS

Exit mobile version