Абрахам Маслоу (1908 — 1970 гг.) был американским психологом, известным тем, что создал теорию, которая получила название — иерархия потребностей Маслоу. Учебники обычно изображают иерархию как пирамиду, где основные человеческие потребности находятся внизу, а высшие (социальные) — наверху, а в самом верху потребность в самореализации.
Основная идея пирамиды Маслоу заключается в том, что выживание требует еды, воды, безопасности и т.д. Затем, чтобы продолжать развиваться, людям нужны психологические потребности в любви, дружбе, а также чувство собственного достоинства — уважение, почет и т.д.

Если у человека есть эти потребности и они удовлетворены, он может вырасти в пирамиде до следующего уровня потребностей — эстетический уровень и, как результат, человек может прийти к самореализации или самоактуализации, которая сопровождает раскрытие его полного потенциала. Следует обратить внимание, что более высокие потребности не проявляются, пока не будут удовлетворены низкие.
Так что, если человек голоден и мерзнет, без крыши над головой, ему не стоит особо беспокоиться о самооценке, искусстве или математике. Также интересно, что разные уровни примерно соответствуют разным этапам жизни. Потребности нижней части пирамиды преобладают в младенчестве и раннем детстве; потребности в самооценке преобладают в более позднем возрасте и в раннем взрослом возрасте; стремление к самоактуализации возникает в основном в зрелом возрасте, хоть и не обязательно.
Личностная трансцендентность
Менее известно, что Маслоу внес поправки в свою модель ближе к концу жизни. В своих поздних размышлениях Маслоу утверждал, что существует более высокий уровень развития над самоактуализацией, который он назвал self-transcendence — личностная трансцендентность, самопревосхождение. Человек достигает этого уровня, когда постигает процессы за пределами своего «я», такие как альтруизм, духовное пробуждение, освобождение от эгоцентризма и единство бытия.
«Трансцендентность относится к самым высоким уровням человеческого сознания, поведения и отношения, как цели, а не средства, к самому себе, к значимым другим людям, к людям в целом, к другим видам, к природе и космосу», — пишет Маслоу.

Если поставить трансцендентность выше самоактуализации, то получится совершенно другая модель. В то время как самоактуализация относится к реализации нашего потенциала, трансцендентность буквально означает выход за пределы себя. И в случае успеха, человек часто имеет то, что Маслоу называл пиковыми переживаниями, в которых человек преодолевает индивидуальное эго. В таких духовных, эстетических или эмоциональных состояниях человек испытывает ощущение понимания смысла жизни, осознание абсолютной истины и единства всего мира. Маслоу считал, что каждый человек (потенциально) способен достичь трансцендентных переживаний.
Учитывая, что психология Маслоу делала упор на самоактуализацию, неудивительно, что его более поздняя трансцендентная психология менее известна в широких массах людей. В заключение, следует рассмотреть одно утверждение Виктора Франкла, противопоставляющее самоактуализацию и трансцендентность. На уровне самоактуализации индивид работает над актуализацией собственного потенциала, тогда как на уровне трансценденции собственные потребности индивида в значительной степени откладываются в сторону служения другим…
Цитата Виктора Франкла из книги «Человек в поисках смысла», одной из самых глубоких книг, Франкл пишет: «…Настоящая цель не может быть в самоактуализации. Человеческое существование — это, по сути, самопревосхождение, а не самоактуализация. Самоактуализация — это вообще невозможная цель; по той простой причине, что чем больше [человек] будет стремиться к этому, тем больше она [самоактуализация] будет от него ускользать. Ибо только в той степени, в которой [люди] посвящают [себя] реализации смысла жизни, в этой степени [они] также актуализируют [себя]. Другими словами, самоактуализация не может быть достигнута, если это делается как самоцель, но только как самопревосхождение».
Это почти идеально согласуется с тем, что, скорее всего, имел в виду сам Маслоу. Идея выхода за рамки самоактуализации или реализации личного потенциала к уровню причин, выходящих за пределы человеческого «я», или к переживанию восприятия за пределами «я» через духовные переживания, является сильной идеей, если она проистекает не из человеческих эгоистических интересов, а из трансчеловеческих интересов без привязки к собственному я. Тем не менее, несомненно, многие люди сочтут эту идею Маслоу невероятной.
Но именно её невероятность привлекает. Представления Маслоу о том, что есть ограничения для человеческого развития, подтверждается другими направлениями психологии. Но трансцендентность, это как сказал Маслоу — «высшие возможности человеческой натуры, которые практически всегда недооценивались». Возможно, нам нужны инструменты развития в себе трансцендентности, такие, как альтруизм и духовные методики, чтобы наилучшим образом превзойти самих себя и познать смысл своей жизни.