Home Смысл жизни Каков смысл жизни и предназначение человека в мире?

Каков смысл жизни и предназначение человека в мире?

Альберт Эйнштейн

Смерть – не меньшая загадка, чем жизнь. В чем смысл жизни и смерти, каково предназначение человека в мире? Эти вопросы тысячелетиями были главными вопросами людей. И только с началом ХХ века, когда наука окончательно вытеснила религию из фокуса общественного внимания, люди стали меньше задумываться над такими явлениями как жизнь и смерть.

Современная наука считает ниже своего уровня заниматься вопросами жизни и смерти, считая эти явления находящимися в рамках культурных и религиозных норм в том плане, что современная наука не занимается вопросами в чем смысл жизни людей. А между тем, чистая наука должна отвечать именно на вопросы смысла жизни. На протяжении 500 лет с появлением науки, все крупные мировые ученые размышляли над сложными и экзистенциальными вопросами. Последним был Альберт Эйнштейн, он интересовался вопросами жизни и смерти. После него таких ученых уже не было.

Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн

Как люди раньше умирали?

Вместе с научно-техническим развитием, люди стали меньше уделять внимания вопросам жизни и смерти, не так, как это было раньше, как это было до начала ХХ века. Раньше люди заранее готовились к смерти, они думали о смерти и в течении жизни искали себя, свою связь с жизнью и умирали подготовленными к смерти.

Как это было? Вот лежит человек при смерти дома в постели у себя в комнате, а вокруг него семья, врач и священник. И этот человек знает, что скоро умрет, его семья знает, что он умрет, его врач знает, его священник знает, что он умрет. И все сидят вокруг. Ждут. Это была традиция. Особое таинство. Исповедь, завещание, последние слова. А сегодня? Все смерти какие-то не типичные, никакой традиции. И никак нельзя сказать, что современные люди умирают даже в больнице. Даже хочется прийти в больницу и спросить: «У вас кто-нибудь умирает?». Нет, есть и такие смерти, но только по той причине, что лечились на стационаре. А в экстренных случаях «ой что-то прихватило», скорая приезжать не успевает. И родные не успевают настроиться.

И таких внезапностей и приступов сейчас очень много. Люди умирают у себя в огороде, дома в кресле после работы или в гостях. Но самое большое количество людей мрет, все же, от несчастных случаев и насильственной смертью. Когда человек собирался на дуэль, он знал куда идет, а когда человек садится в автомобиль, он все же надеется вечером поужинать. В таких ситуациях умирают быстро и бессознательно и никто не говорит: «Передайте моей жене, чтобы не забывала платить за кредит».

Иллюстрация pixabay

Во всем виноват прогресс?

Печально, ей Богу. Прогресс не осчастливил людей. Люди умирают, как мухи на помойке, как дикари. И часто, совсем не подготовленными. В лучшем случае многих ждет суета в больнице и последнее, что они увидят, не лица родных, а белые халаты… Кто же виноват в такой жизни, а точнее в том, что люди не думают о смысле жизни?

Человечество развивается и вместе с людьми развиваются все общественные системы – экономические, технические, научные. Нельзя сказать, что системы развиваются отдельно без людей, люди ведь и есть носители системы. А система без человека, это как улыбка чеширского кота – улыбка есть, а кота нет. Соответственно, никогда нельзя отделять социальные механизмы системы от сознания и психики людей.

Когда в обществе происходят научно-технические, экономические, промышленные и другие изменения и революции, скачки или кризисы, это означает, что в людях, а точнее в связях между людьми происходят гигантские изменения. Меняются люди, меняется сознание людей и многие социальные явления, изобретения, общественный уклад и человеческие навыки просто отмирают вместе с изменениями людей, а им на смену приходят другие изменения – это и есть развитие, социальная эволюция, а не регресс, как утверждают специалисты, которые наблюдают за современными детьми.

Они говорят, что современные дети деградируют, откатываются назад в развитии, а они, мол, в их годы уже работали, помогали родителям и прочее. Это сравнение, точно такое же, как если сравнить печатную машинку с компьютером. Если кто-то не понимает современных детей, это не означает, что дети деградируют, наоборот.

Современные дети, фото Яндекс

Почему поколения меняются?

Люди меняются потому, что меняются человеческие потребности. Наши потребности и желания постоянно растут, а у животных нет – этим мы отличаемся от всего животного мира. Не наличием сложной психики или сознания, а тем, что наши потребности растут у каждого в частности и у человечества в целом. Следовательно, меняются и люди и то, что раньше удовлетворяло людей, сегодня уже не подходит современным людям.

По этой причине, современные молодые люди не воспринимают ценности прошлого века и вместо того, чтобы изучать эти новые поколения, взрослые пытаются им навязать свои старые представления о мире, загоняя молодежь в такие общественные рамки, в которых они просто физически не способны существовать. Почему большинство считает, что если следующее поколение будет расти без классических книжных романов или драм, то они вырастут ненормальными, испорченными людьми?

Это полнейшее невежество! Неумение пользоваться печатной машинкой не считается ненормальным в мире, где у каждого человека есть компьютер. Мы же не учим детей работать мотыгой или плугом, мы даже не рассказываем им про кнопочные телефоны, потому что у них уже есть современные сенсорные устройства. Но мы демонстрируем им в кино драки, убийства не считая эту дикую форму поведения отжившей себя.

А ведь новые эволюционные модели поведения уже есть у нас буквально перед глазами, мы просто их не видим, не внедряем. В нас сидит иррациональный страх, что наши дети вырастут не на тех же мультиках, что и мы, не на тех же принципах, ценностях. И вот эти устаревшие принципы, ценности, стандарты в воспитании и образовании мы даем нашим детям. Зачем? Это не утверждение против существующих образовательных моделей, но только лишь материал для размышления читателя.

Каково место человека в мире?

Стоит ли удивляться тому, что современные молодые люди не хотят жить прошлыми идеями и парадигмами, не могут найти себя в мире, не знают, ради чего, для чего жить, куда и к чему стремиться? Они уже со школы погружаются в депрессию и никакие ценности, ориентиры и понятия современного мира для них неприменимы (этому свидетельствуют множество исследований), поэтому они убегают в виртуальное пространство, замыкаются в себе или пытаются сами создавать свои культурные и социальные рамки, и что там внутри них происходит – не знает ни один взрослый…

А незнание молодежи не дает возможности понять, что делать и вместо того, чтобы серьёзно подойти к исследованию вопросов смысла жизни и развития людей и посмотреть объективно, кто мы и в чем смысл нашей жизни, куда мы развиваемся и что мы можем изменить, а что не можем – мы вместо этого продолжаем по инерции прежний путь развития, который и завел нас в современный тупик и кризис.

Есть иллюзия, что если провести ребенка по той же схеме воспитания, что вели нас, у нас с ними будет больше общего и понимания. В итоге мы удивляемся, как актуален Тургенев и его «Отцы и дети» — полное разногласие между поколениями. И это – катастрофа! Никто не думает о новых моделях воспитания и образования, а сегодняшние были созданы столетие назад под иной тип людей и давно устарели.

NO COMMENTS

Exit mobile version