Четыреста лет тому назад, французский философ Рене Декарт задался одним простым, но очень глубоким, вопросом «А что, если всё — иллюзия?» В конце концов, Декарт пришел к выводу, что все вокруг нас и внутри нас — действительно иллюзия, созданная злым демоном, обманывающим нас во всем, что мы видим и думаем.
Когда мы видим дерево, когда воспринимаем чувственные данные (цвета, узоры, звуки и т.д.), мы предполагаем, точнее, мы уверены в том, что существует внешнее по отношению к нам дерево, которое передает нам эти чувственные данные.
Но почему бы не предположить, что в нашем сознании есть только идеи или модели, а не физические явления вообще. Нас приучают с самого рождения воспринимать реальность по тем моделям, схемам и шаблонам, которые с рождения человека вкладываются в голову. Следовательно, реальность полностью состоит из идей.

Мнение о том, что реальность состоит из идей было поддержано британским философом Джорджем Беркли. Эта теория называется идеализмом. Основное возражение идеализму в том, что наш опыт предполагает, что существует внешний мир, но мы можем его воспринимать по-разному, но не сказать, что его совсем нет.
Мы живем в матрице?
Вопрос «Мы живем в Матрице?» все чаще звучит не только в философских сообществах. Конечно, у нас нет доказательств того, что мы живем в смоделированной реальности (есть веские аргументы в пользу того, что мы живем в симуляции). Но есть ли причины отвергать точку зрения, что мы живем в матрице?
Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к Декарту, который утверждал, что злой демон может обмануть человека в эмпирических знаниях. Но если человека обманывают, значит он должен существовать, поскольку его обманывают.
Если у человека есть опыт, соответственно, он должен существовать. Следовательно, «Я мыслю, следовательно, я существую». Таким образом, наши чувства и разум реальны. Но это не очень убедительный аргумент. Почему вера в физический мир более разумна, чем вера в абстрактный мир или матричный сценарий?
Вернемся к чувственному восприятию реальности. Мы смотрим на что-то, получаем опыт, а затем делаем вывод о внешнем мире, на основе опыта. Но, может быть, это все неправильно — может быть, мы не делаем вывод о деревьях. Мы предполагаем физический мир прежде всего потому, что мы унаследовали способы обработки информации, которые способствовали такому восприятию из-за выживания предков.

Хотя наша система восприятия реальности кажется нам реальной, она также полна пробелов, и если бы у нас в голове были другие шаблоны и модели, или другое сознание, или иные органы чувств, мы бы видели мир по-разному.
Косвенный реализм
Можно сказать, что мы видим, осязаем, т.е. воспринимаем деревья в своем сознании, а затем переживаем опыт, который вызывает веру в независимо существующее дерево. Это называется косвенным реализмом. Согласно теории косвенного реализма, мы не видим дерево непосредственно напрямую, и предполагаем существование внешнего мира и органов чувств, которые дают достоверные знания о мире.
Но если реальность не такая, как мы ее видим, а наши органы чувств и сознание рисуют нам физический мир, возникает вопрос — какова реальность сама по себе? Объективно, никто не знает. Возможно, мы живем в компьютерной симуляции.
Оксфордский профессор Ник Бостром утверждает, что развитые цивилизации, возможно, создали компьютерные симуляции, содержащие людей с искусственным интеллектом, и мы, возможно, неосознанно попадаем в такую симуляцию.
Бостром делает свое заключение на основе многих денных, собранных им на протяжении многих лет. Наше восприятие реальности может нас обманывать — существуют, например, фантомные боли, когда болят органы, которых нет. Один из аргументов в пользу матрицы был продемонстрирован в фильме «Начало» (Inception) 2010 года, когда герои фильма бросают мистера Сайто во сне на ковер.

Сайто осознаёт, что он до сих пор спит, когда обнаруживает, что ковёр сделан из другого материала. Это была ошибка «архитектора» сна. Сайто произносит:
Я никогда не любил этот ковёр. Вы только посмотрите на эти пятна и потертости. Но главное, что он сделан из шерсти. А сейчас… я лежу на синтетике. И получается, я лежу не на своём ковре, не в своей квартире.
Архитектор мистера Кобба не мог смоделировать всю реальность во сне внутри иллюзии сновидения, он не смог достоверно смоделировать ковер в данном случаи («сбой в матрице», «несоответствие»), что позволило Сайто определить разницу в реальности. Так вот, в нашем восприятии реальности сбоев и парадоксов очень много, и в конце концов, это привело к гипотезе о том, что сам наш мир — Матрица.