Михаэль Лайтман: проблема вещизма и смысла жизни

1417

Проблема вещизма — это проблема устройства человека. Мы рождаемся эгоистами и с первых секунд жизни думаем только о себе, наша природа — приобретать. Мы любим приобретать, покупать, мы любим ощущать, что это мое – мое, мое, мое! Мы видим это у маленьких детей, когда они хватают не свою игрушку и не отдают другому.

Даже если взрослые убеждают их, что нельзя, это не твое, дети это не понимают. Они все время хотят, чтобы вещи были в их руках. Такими они рождаются и мы не можем осуждать людей за то, что у них есть такая тяга к тому, чтобы все приобрести, что все, что нравится человеку, он хочет, чтобы это принадлежало ему. Или даже то, что не нравится человеку, но другому нравится.

Очевидно, если вещь нравиться кому-то, человек тоже хочет, чтобы это было у него. Следовательно, вещизм, в том числе бесполезный вещизм, занимает большую часть времени нашей жизни (80% по закону Парето). Нет времени подумать о смысле жизни.

Михаэль Лайтман
Михаэль Лайтман

Мы абсолютные эгоисты

И каждый человек хочет, чтобы та или иная вещь была именно у него, а не у другого, а если не у него, тогда вообще ни у кого. Это чистый эгоизм и этот наш абсолютный эгоизм, такой, детский, мелкий, который сопровождает нас все годы нашей жизни до самой смерти и почти всю нашу жизнь мы занимаемся только эгоизмом и вещизмом.

От вещизма никуда не денешься. А как его можно уравновесить? Только с помощью правильного воспитания и образования. Но для этого необходима система, которую надо выстроить, которая будет работать таким образом над людьми и таким образом воспитывать их так, чтобы они удовлетворялись тем, что у людей есть.

В общем, это должна быть особая система воспитания и образования. Иначе мы от вещизма никуда не денемся, а это важно, поскольку вещизм вытесняет из людей любые другие мотивации и стремления, не оставляя для них места в людях.

Но я думаю, что вещизм уйдет у человека со временем. По сути вещизм — это украшение человеком себя. А со временем, украшение вместо этого вещизма будет украшение более внутреннее: его отношение к другим и отношение других к нему.

Но не замена одних вещей другими. То есть в итоге люди придут к состоянию, когда будут понимать, что самое большое их приобретение – это когда они относятся к другим так же, как к себе, и даже, может быть, лучше, чем к себе. Это уже совсем другое возвышение человека над своей мелкой, эгоистической природой.

Иллюстрация Яндекс
Иллюстрация Яндекс

Вещизм ведет к кризису

В сущности, кризис капитализма и сопровождаемые его проблемы в экономике, в отношениях между людьми и странами, в природе и экологии — это кризис вещизма, мы пришли в тупик, решая проблемы вещизма, потому что наша жизнь и система ценностей – это и есть вещизм на всех уровнях человеческих отношений.

Вопрос не в том, что делать с проблемами, у которых одна причина вещизм, а в том, что делать с людьми, как их изменить, поскольку система выстроена согласно тому, какая мотивация управляет людьми. Если это чисто эгоистическая мотивация, то и социальная система, в основе которой лежит вещизм и эгоизм, демонстрирующийся обществом, никогда не будет иной, более социальной и справедливой.

Покажите людям другие модели поведения и мотивации, и вы — измените систему, а менять систему без изменения человека — этот вариант используемый всеми революционерами в истории обречен на неудачу, ведь система выстроена согласно людям, а система без людей, это улыбка чеширского кота — улыбка есть, а кота нет!

Соответственно, как и было сказано ранее, нужно внедрять в обществе новые системы воспитания и образования, новые мотивации, если мы хотим остановить атомизацию и распад общества и остановить полное разногласие и ненависть между людьми.

Вещизм ведет к кризису, ведет к одиночеству, к депрессиям, к распаду общества и общество становится похожим на лагерь, в котором каждый погибает в одиночку и никому ни до кого нет дела. Так происходит деградация отношений между людьми и замыкание людей на себе. Отсюда все проблемы и девиантное поведение.

Иллюстрация Яндекс
Иллюстрация Яндекс

Американская мечта

Политики, управленцы тешат себя иллюзией, что хорошие, деловые отношения в обществе могут изменить общество, преобразить страну. Но если человек — эгоист от рождения, у него нет иного будущего, кроме вещизма и потребления.

Ведь у людей нет иного стимула для развития, они никогда не будут более социальными, они могут показывать внешний благоприятный шаблон окружающим людям. Но внутри себя — думают только о себе и даже если совершают благородные поступки, в их основе лежит эгоистический расчет получить за это общественное одобрение или другие бонусы. По «доброте душевной» никто ничего не делает.

Более того, общество устроенное в виде пирамиды функционирует согласно тому, что позволяют делать широким массам людей «менеджеры высшего звена» и управленцы, и не позволяют им делать то, что им не выгодно, покупать или продавать что им не выгодно, разве что через взятку и этим и живет эгоистическое общество.

И все было хорошо, пока эта пирамида выполняла чисто утилитарную функцию — давала людям возможность покупать вещи, делать свою жизнь лучше, заниматься личным потреблением. Но в какой-то момент, «Американская Мечта» перестала работать и мир вошел в этап социальной турбулентности, готовится рухнуть.

Возникают проблемы между людьми, между странами, напряжение между народами такое, которого не было даже в самые горячие годы Холодной войны. Дело в том, что эгоизм в людях и в целом в человечестве постоянно растет. А эгоистические желания миллиардов людей невозможно удовлетворить в силу ограниченности ресурсов.

Каким будет общество?

Из всего сказанного ранее можно сделать вывод: нам не светит почувствовать себя хорошо без того, чтобы начинать перестраивать эгоистические отношения между людьми в обществе, без того, чтобы менять людей. Этот процесс неприятный, сложный, но без изменения эгоизма — эгоизм изменит мировая война.

В результате, останется горстка людей, которая попытается построить гармоничное общество, ведь в этом смысл жизни людей, это цель эволюции человека на Земле — создание гармоничных систем, а эволюционный инструмент, с помощью которого люди могут стать счастливыми и построить идеальное общество — объединение.

Рецепт счастья открыт две тысячи лет назад Гилелем: «Не делай другому, что ненавистно тебе«. Но люди не хотят чувствовать себя счастливыми, потому что нет ощущения «другого» — отсутствует контакт, связь, отношения между людьми.

Стоит чуть-чуть улучшить внутренний контакт между людьми — как все проблемы (экономические, психологические, etc) начнут исправляться сами собой, под воздействием внутренней логики и законов социального взаимодействия. Вот и весь рецепт счастья. А затыкание бесконечных экономических дыр и исправление бесконечных перекосов — это затея, заранее обреченная на неудачу.

Мы не можем всю жизнь потакать нашему эгоизму, он причина наших бед, он лежит в основе вещизма, в основе всех преступлений, несправедливости, войн и в конце концов, эгоизм оставит нас на развалинах цивилизации развязав Третью мировую войну. И после того, как мы осознаем, что причина наших бед кроется в нашем эгоизме, давайте начнем его менять. Тогда у человечества есть шанс.