Изменит ли нас имплантация моральных чипов?

1043

Могут ли технологии изменить природу человека? Например, имплантация чипов сделать человека более моральным и нравственным? Некоторые ученые не без оснований утверждают, что да, ведь мораль и нравственность — это эволюционные механизмы, способствующие выживанию вида на основе взаимного сотрудничества.

Соответственно, мораль с этой точки зрения, является продолжением биологически выгодных, запрограммированных эволюцией форм поведения людей, таких как взаимный альтруизм, имеющийся в том числе у крыс, а значит мораль можно изменить с помощью технологий. Нравственность — вообще сиюминутное понятие, но тоже результат эволюции сотрудничества, правда в другом масштабе времени.

Имплант мозга
Иллюстрация pixabay

Технологии меняют людей

Что касается фактического приобщения людей к морали и нравственности, очевидно, если мораль и нравственность являются биологическими механизмами, их можно изменить, изменив поведение и отношение человека к окружающим людям через генную инженерию, биотехнологии и использование чипирования мозга человека.

И скорее всего, такие чипы — результат недалекого будущего. По словам ученых, развитие нейрофизиологических методов изменения и лечения людей, в том числе вживление чипов, в ближайшем будущем будут конкурировать с фармокологией.

На сегодняшний день уже проведены успешные эксперименты по вживлению в мозг животных чипов, которые меняют поведение животных, как в примере с обезьяной, играющей в компьютерные игры, которой специалисты компании Илона Маска Neuralink вживили в мозг нейроимплантант. Вне сомнений, это направление будет развиваться в ближайшие годы, будет прогресс, о котором мы сейчас можем и не догадываться. Оставляя за рамками вопросы этики, возникают другие спорные вопросы, например, кто будет имплантировать чипы? Может ли человек, например, преступник, отказаться от этого? А если нет, то не наступит ли рано или поздно ситуация, при которой чипирование всех людей станет обязательным?

Скорее, эти вопросы на будущее обдумывание, но мы должны понимать и четко представлять себе, что с развитием технологий люди меняются так, как не менялись до этого все тысячелетия своего развития. Технологии меняют самого человека, его восприятие реальности и отношения с окружающей средой и другими людьми.

Технизация человека
Иллюстрация pixabay

К чему приведет технизация?

Что если моральные имплантаты станут реальностью в ближайшие 10-20 лет или имплантаты для счастья или повышения интеллекта? Очевидно, такие институты развития человека как воспитание, образование, религия и еще многие другие, просто исчезнут. Вся структура социума изменится. Однако, не ясно, будет ли наша мораль, измененная с помощью технологий, останавливать нашу способность уничтожать себя, остается под вопросом. Нет никаких гарантий, что чипирование человека остановит эгоизм и послужит рациональностью и основой антиэгоистического поведения людей.

В какой-то момент, если мы хотим выжить, мы, вероятно, должны задуматься не о том, как изменить мораль или иные механизмы в людях влияющие на поведение людей, а о том, что нам делать с эгоизмом? Ведь в основе отношений нашего вида друг к другу и окружающему миру лежит не мораль, а эгоизм, при том, что у других видов эгоизм отсутствует. Эгоизм отличает людей от животного мира, в людях эгоизм растет, за счет чего общество развивается, а животные — нет, при чем, это не зависит от людей, иначе с эгоизмом уже давно бы покончили религии и социальные, уголовные законы.

Следовательно, изменить нашу эгоистическую природу мы не можем, повлиять на неё мы тоже не можем, как показывает вся наша история и эгоизм продолжает развиваться в каждом человеке и в человечестве в целом. Возникает очевидный вывод: мы не станем более моральными или нравственными с помощью технологий, как не стали с помощью социальных институтов и законов, которые только сдерживают человека в приемлемых общественных рамках. Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Мы являемся в некоторой степени паразитами в окружающей природе, поскольку являемся единственными эгоистическими созданиями на Земле и у нас нет вообще понимания антиэгоистического, социального отношения друг к другу, а все известные социальные формы поведения, такие как, помощь бедным и другие, являются продолжением эгоистического отношения к людям, в основе которых лежит желание что-то получить от этого — признание или психологическое удовлетворение.

Человек ограничен эгоизмом, возможно, мы сможем когда-нибудь победить эгоизм, но не с помощью технологий, которые являются вспомогательными инструментами эгоистического использования окружающего мира и в какой-то момент, эти инструменты начинают обретать над человеком всё большую власть и тогда возникают вопросы морального, этического характера. Но в сущности, дело не в морали.

Дело в том, что у нас нет понимания устройства человека и смысла того, почему эволюция наградила человека эгоизмом и что с ним делать? Стоит обдумывать эти вопросы, поскольку, без их ответов невозможно понять, как нам выживать без страданий, как мы должны развиваться и как нам выйти за рамки нынешней природы.