Трансцендентность по Маслоу и смысл жизни

2667

Абрахам Маслоу (1908-1970 гг.) был американским психологом, известным тем, что создал теорию, которая получила название — иерархия потребностей Маслоу. Учебники обычно изображают иерархию как пирамиду, где основные человеческие потребности находятся внизу, а потребность в самореализации — наверху.

Основная идея пирамиды Маслоу заключается в том, что выживание требует еды, воды, безопасности и т.д. Затем, чтобы продолжать развиваться, людям нужны психологические потребности в любви, дружбе, семье, а также чувство собственного достоинства — уважение, которое приходит с некоторой компетентностью и успехом.

Абрахам Маслоу
Абрахам Маслоу

Если у человека есть эти потребности и они удовлетворены, он может вырасти в пирамиде до следующего уровня потребностей — эстетический уровень и, как результат, человек может придти к самореализации или самоактуализации, которая сопровождает раскрытие его полного потенциала. Следует обратить внимание, что более высокие потребности не проявляются, пока не будут удовлетворены низкие.

Так что, если человек голоден и мерзнет, без крыши над головой, ему не стоит сильно беспокоиться о самооценке, искусстве или математике. Также интересно, что разные уровни примерно соответствуют разным этапам жизни. Потребности нижней части пирамиды преобладают в младенчестве и раннем детстве; потребности в принадлежности и самооценке преобладают в более позднем возрасте и в раннем взрослом возрасте; и стремление к самоактуализации возникает в зрелом возрасте.

Личностная трансцендентность

Менее известно, что Маслоу внес поправки в свою модель ближе к концу жизни. В своих поздних размышлениях Маслоу утверждал, что существует более высокий уровень развития над самоактуализацией, который он назвал self-transcendence — личностная трансцендентность, самопревосхождение. Мы достигаем этого уровня, когда постигаем процессы за пределами нашего «я», такие как альтруизм, духовное пробуждение, освобождение от эгоцентризма и единство бытия.

«Трансцендентность относится к самым высоким уровням человеческого сознания, поведения и отношения, как цели, а не средства, к самому себе, к значимым другим людям, к людям в целом, к другим видам, к природе и космосу», — пишет Маслоу.

Человек смотрит на море
Иллюстрация pixabay

Если поставить трансцендентность выше самоактуализации, то получится совершенно другая модель. В то время как самоактуализация относится к реализации нашего потенциала, трансцендентность буквально означает выход за пределы себя. И в случае успеха, человек часто имеют то, что Маслоу называл пиковыми переживаниями, в которых они преодолевают индивидуальное эго. В таких духовных, эстетических или эмоциональных состояниях человек испытывает ощущение понимания смысла жизни, осознание абсолютной истины и единства всего мира.

Маслоу также считал, что такие состояния не всегда преходящи — некоторые люди могут легко получить к ним доступ. Это побудило его дать определение другому термину — «опыт плато». Это более длительные, безмятежные когнитивные состояния, в отличие от пиковых переживаний, которые, как правило, носят в основном эмоциональный и временный характер. Более того, в переживаниях плато человек испытывает не только экстаз, но и печаль, возникающую при осознании того, что у других таких переживаний нет. В то время как Маслоу считал, что самореализованные зрелые люди с наибольшей вероятностью будут иметь эти самотрансцендентные переживания, он также чувствовал, что каждый (потенциально) способен на них.

Учитывая, что гуманистическая психология Маслоу делала упор на самоактуализацию, неудивительно, что его более поздняя трансцендентная психология менее известна в широких массах людей. В заключение, следует рассмотреть одно краткое утверждение Виктора Франкла, противопоставляющее самоактуализацию и трансцендентность. На уровне самоактуализации индивид работает над актуализацией собственного потенциала, тогда как на уровне трансценденции собственные потребности индивида в значительной степени откладываются в сторону служения другим…

Цитата Виктора Франкла из книги «Человек в поисках смысла», одной из самых глубоких книг, Франкл пишет: «…Настоящая цель не может быть в самоактуализации. Человеческое существование — это, по сути, самопревосхождение, а не самоактуализация. Самоактуализация — это вообще невозможная цель; по той простой причине, что чем больше [человек] будет стремиться к этому, тем больше она [самоактуализация] будет от него ускользать. Ибо только в той степени, в которой [люди] посвящают [себя] реализации смысла жизни, в этой степени [они] также актуализируют [себя]. Другими словами, самоактуализация не может быть достигнута, если это делается как самоцель, но только как самопревосхождение».

Это почти идеально согласуется с тем, что, скорее всего, имел в виду сам Маслоу. Идея выхода за рамки самоактуализации или реализации личного потенциала к уровню причин, выходящих за пределы человеческого «я», или к переживанию восприятия за пределами «я» через пиковые и / или «плато переживания», является сильной идеей, если она проистекает не из человеческих эгоистических интересов, а из трансчеловеческих интересов без привязки к собственному я. Тем не менее, несомненно, многие люди сочтут эту идею Маслоу невероятной.

Но именно её невероятность привлекает. Представления Маслоу о том, что есть несколько ограничений для человеческого развития, подтверждается другими направлениями психологии. Но трансцендентность, это как сказал Маслоу — «высшие возможности человеческой натуры, которые практически всегда недооценивались». Возможно, нам нужны инструменты развития в себе трансцендентности, такие, как альтруизм и духовные методики, чтобы наилучшим образом превзойти самих себя.