Все дети задаются вопросом о смысле жизни, спрашивая, для чего мы рождаемся и что будет после смерти. Сознание ребенка познавая окружающий мир открыто перед всеми вопросами, поскольку, личность еще не сформирована обществом и в сознании нет жестких представлений, шаблонов и моделей мышления. Потом, когда дети вырастают, окружающий мир настолько захватывает их сознание, что вопрос о смысле жизни уходит из восприятия человека.
Желание разобраться в жизни – главный мотиватор истории и развития человечества. Мир всегда развивали люди, которых можно назвать подвижниками или мыслителями, которым было тесно в материальном мире, которые хотели познать смысл жизни. Известный антрополог Клиффорд Гирц считал, что стремление осмыслить жизнь проистекает из глубокого источника биологических и психологических потребностей человека, необходимость ответить на вопрос о жизни проистекает из нашей природы, в некотором смысле проникая в сам геном.

Социальная среда и окружение
Другой источник вопроса – это, несомненно, наша историческая, культурная, социальная и семейная среда. То, что происходит в данный момент в истории, культуре, обществе и семье, определенным образом выявляет и ставит вопрос о смысле жизни. И, учитывая, что вопрос о смысле жизни становился особенно популярным в западной цивилизации, в т.ч. России, только в 19 веке и до сегодняшнего дня и всё больше людей задаются вопросом о смысле, разумно предположить, что в современности есть что-то, что вынесло этот вопрос на поверхность.
Разные философы, как Хабермас, Нагель, Дворкин и Чарльз Тейлор, утверждают, что в светском мире чего-то не хватает, в то время как религиозные мыслители, такие, как Далай-лама и Ганди, считают, что потребительство, материализм и вещизм уходят, высвобождая в сознании людей пространство для духовного поиска смысла жизни, поскольку, вместе с уходом материализма, люди лишаются смысла своего существования.
Таким образом, общий ответ на вопрос о причинах поиска человеком смысла жизни заключается в том, что – это всегда некоторая комбинация социальной атмосферы и воспитания, генома и окружающей среды. Конечно, конкретный случай одержимости этим вопросом может возникнуть из-за психологических заболеваний, таких как депрессия или тревога, хотя не следует делать такой вывод слишком быстро. Спрашивать о смысле часто является признаком подлинной человеческой жизни, а не психической болезни.
Если человек в депрессии – это не всегда значит, что он болен, как принято думать многими специалистами в области психологии. Часто, подавленное психическое состояние, это следствие непонимания, для чего человек живет и почему с ним происходит то, что происходит и почему именно с ним?

Смысл жизни связан с обществом
Есть много способов получить ответы о смысле жизни и много ответов существует на вечные вопросы, и самые разные люди живут, как они считают, осмысленной жизнью с точки зрения их понимания смысла жизни. Один из способов найти смысл своей жизни заключается в том, чтобы расширить свое осознание смысла жизни за счет принятия парадигмы, которая позволит человеку, как писал Бертран Рассел, увидел себя в более широком контексте. Историк и философ Уилл Дюрант предположил нечто подобное:
«Если мы будем думать о себе как о части живой… группы, мы обнаружим, что жизнь немного полнее… Ибо для того, чтобы придать жизни смысл, у человека должна быть цель более крупная и долговечная, чем он сам. А это общество, поскольку общество развивается. Тогда мы можем придать метафизический и универсальный смысл всей жизни в целом, а сам по себе человек ничего не значит, только в своем отношении к чему-то большему, чем он сам…», – заключает Дюрант.
Этот пример показывает, что можно понять смысл жизни из отношения к людям. Когда человек сам по себе размышляет о смысле жизни, но не видит себя частью общества, ему будет трудно понять смысл жизни, если он видит только небольшую часть – себя. Если человек видит только несколько моментов из фильма или несколько мазков картины, он не сможет их понять так же хорошо, как если бы он видел все это целиком.
Конечно, мы можем посмотреть фильм или картину целиком и все равно посчитать их бессмысленными, но это всё же глубже в осознании и понимании всей реальности, её значении, цели и смысле развития, чем в понимании части реальности. Если в жизни, во вселенной и во всем есть смысл, тогда он должен исходить из точки зрения, которой нам сейчас не хватает – глобальной точки зрения. Это означает, что проблема может заключаться не в том, что Вселенная лишена смысла, а в том, что нам не хватает правильной точки зрения.
Кто-то может ответить, что отсутствие универсальной точки зрения, необходимой для определения смысла, не существует, что в конечном итоге не утешает, а удручает. Но это не так, здравый смысл подсказывает, что жизнь не бессмысленна. Вопрос в том, стоит ли искать смысл? В некотором смысле, люди должны это делать, потому что наша неудовлетворенность этим вопросом заставляет нас делать все возможное, чтобы ответить на наши вопросы, а иногда совершать ужасные поступки, как развязывание войн, что является также реакцией на отсутствие универсального смысла жизни всех людей.
С другой стороны, мы должны признать, что если сейчас у нас нет всех ответов на экзистенциальные вопросы, которые мы желаем, то, вполне возможно, мы не получим их в течение нашей жизни. Жизнь призывает нас научиться искать, а не быть её пассивным продолжением и просто жить без ответов на главные вопросы, а продолжать искать, как дети, когда еще не вырастают, всё время в поиске, в движении. Это тяжелый урок и большинство из людей никогда не усвоит его. Но даже робкие и ленивые люди когда делают шаги в неизвестность, без ответов, но делают шаг в попытках понять – их жизнь становится многомерной.