Эволюционный прогресс и поиск смысла жизни

1042

Существуют ли научные теории, утверждающие, что жизнь людей имеет смысл или становится все более значимой, по мере развития и эволюции людей? Возможно, биологическая эволюция не лишена конечной цели, которая в сущности является смыслом жизни людей, но ученые объективно не знают, в чем цель эволюции и развития человечества?

Однако, в научном сообществе до сих пор продолжаются споры между сторонниками случайной и целенаправленной эволюции. Эти споры происходили на протяжении всей истории биологии. С одной стороны, современные биологические виды кажутся более развитыми, что подтверждает теорию эволюционного прогресса.

А с другой стороны, не все ученые согласны с целенаправленным развитием эволюции и рассматривают её как процесс случайных мутаций в геномах всех организмов. Взгляд Дарвина на этот вопрос резюмировал профессор философии в Университете Лойола Мэримаунт, Тимоти Шанахан: «Дарвин отвергал целенаправленную эволюцию, но принял эволюционный прогресс как случайное следствие естественного отбора, действующего в определенных условиях».

Чарльз Дарвин
Чарльз Дарвин

В чем причины эволюции

Наиболее известным критиком идеи эволюционного прогресса был Стивен Гулд из Гарварда, выдающийся биолог, который считал прогресс не поддающейся проверке идеей. Его позиции по вопросам имеет ли жизнь цель, по вопросу существует ли Бог, были очень противоречивыми, что давало основание сторонникам научного креационизма, использовать идеи Гулда в своих интересах, например, его критику синтетической теории эволюции, которая является синтезом генетики и дарвинизма.

Креационисты, ссылаясь на Гулда, утверждали, что эволюционный прогресс не происходит сам по себе, он является результатом вмешательство Бога. Однако, сам Гулд был известен как критик креационизма и выступал за то, чтобы преподавать эволюционную теорию в американских школах, а себя называл агностиком.

Один из крупнейших биологов-теоретиков современности Ричард Докинз более оптимистичен в отношении эволюционного прогресса. Он утверждает, что если мы определяем прогресс как адаптивное соответствие между организмом и окружающей средой, то эволюция явно прогрессирует. Но, в чем цель эволюционного прогресса? Докинз не знает, но верит в способность жизни развиваться дальше, в «эволюцию эволюционируемости». В этом смысле он верит в прогрессивную эволюцию.

Одни биологические виды развиваются и эволюционируют, становятся все более сложными, что стимулирует усложнение и развитие других биологических видов. Это происходит не по божественной воле, считают биологи (не все), заявляя, что никто не управляет эволюционными процессами. Тем не менее, конкуренция между организмами, скорее всего, приведет к появлению все более сложных форм.

Стивен Гулд и Ричард Докинз
Стивен Гулд и Ричард Докинз

Вероятно, нет большего авторитета в идее эволюционного прогресса, чем Майкл Рьюз, английский философ науки, чья книга «Монада к человеку: концепция прогресса в эволюционной биологии» является наиболее всеобъемлющей работой по вопросу эволюционного прогресса. Рьюз замечает, что в научном сообществе преобладает идея эволюционного прогресса и она будет продолжать играть важную роль в эволюционной биологии, однако, он также не говорит о конечной цели эволюции.

Эволюция — прогрессивный процесс, хотя общая сумма аргументов в пользу эволюционного прогресса, тем не менее, расплывчата, но мы не можем отрицать, что аргументы в пользу эволюционного прогресса более значимые, чем аргументы против. Это согласуется с рядом других ученых, не биологов и не эволюционистов, согласно которым, эволюция имеет значение, как прогрессивный процесс. Но почти никто не касается причин и целей эволюции, о них ничего достоверно не известно.

Есть ли у эволюции смысл?

Таким образом, исследование эволюции показывает, что эволюция — это прогрессивный процесс, что жизнь становится все более значимой, что доказывает появлением видов с сознательными целями и значениями. Там, где когда-то не было смысла или цели — во вселенной без разума, — теперь есть и значения, и цели, которые сознательные виды ставят, а значит, у самой эволюции может быть цель.

Эти рассуждения берут свое начало с момента, когда ученые разработали теорию Большого взрыва, после которого, были образованы материя, звезды и планеты, которые, в свою очередь, дали жизнь и развитие биологическим организмам, которые развились в тела с мозгом и сложной организацией поведения, личностной идентичностью, свободой, ценностями и поиском смысла жизни.

В чем смысл жизни — этот вопрос возник в процессе эволюции. Он возник, когда сложно организованный мозг, на отношениях между биологическими видами привел к появлению сознания и социальной среды, и их взаимодействию. Результатом этого взаимодействия между организмами в социальной среде стала сложная, быстро развивающаяся реальность, социальный мир, в котором очень быстро стали развиваться понимания смысла жизни и меняться на протяжении развития людей.

Однако, кто знает, в чем смысл жизни и что будет в будущем? Человеческий вид может завтра привести к собственной гибели или исчезнуть из-за биологического или иного явления. Люди не могут преодолеть разрыв между тем, что произошло, и тем, что произойдет. Будущее неизвестно. Смысл и цель тоже. Но люди постоянно ищут смысл жизни — это фундаментальный вопрос человеческого существования и главный в науке. Чистая наука занимается только вопросом смысла жизни.

Суть вопроса о смысле жизни

Вопрос о смысле жизни естественным образом приводит к другим вопросам и обоснованию образа жизни людей вместе со всеми общественными институтами, которые общество развивает в соответствии с принятым смыслом жизни. Сегодня мы живем в научную и технологическую эру, которая заполнена идеями материального развития и ожиданием того, что технологии сделают людей бессмертными, наука улучшит человеческий мозг и ученые изменят природу людей, сделав жизнь лучше и более значимой, осознанной, полностью осмысленной.

Люди станут космическими, бессмертными путешественниками, колонизируя космос, и в конечном итоге, как считают ученые, смогут управлять биологической эволюцией и направлять ее к фантастическим высотам, к созданию рая на Земле или на другой планете, или каждый в своей смоделированной киберреальности.

Научные фантазии ученых показывают, что стремление ученых направлено на то, чтобы создать внутри физической реальности более высокие и совершенные уровни бытия, сознания, красоты, добра и смысла — что, в принципе, ничем не отличается от религиозных представлений, кроме того, что ученые хотят жить в раю здесь и сейчас.

В рамках такого мышления, ни о каком смысле жизни говорить смысла просто нет — люди как и тысячи лет назад придумывают смысл жизни не выходя за рамки обычных представлений, представляя себе следующий уровень реальности суперчеловеческим, но не нечеловеческим — на это наше сознание просто не способно, оно выстраивает собственные виртуальные мирки и смыслы жизни, которые разрушаются каждый раз, когда возникает вопрос «А в чем смысл жизни?» и мы спускаемся на землю.

Эволюция не дает ответов

Когда мы смотрим в прошлое, мы видим, что эволюция создала человека с вопросом о смысле жизни, но она не оставила нам ответа и также породила боль, страх, геноцид, вымирание, войну, одиночество, тоску, зависть, рабство, отчаяние, тщетность, пытки, вину, депрессию, отчуждение, невежество, неравенство, ксенофобию, суеверия, бедность, бессмысленность и смерть. Несомненно, серьезное размышление об этих феноменах отрезвляет. Обращаясь к будущему, следует также сдерживать оптимизм.

Фантазии о том, куда движется эволюция, следует умерить, хотя бы по той причине, что наши возросшие силы могут быть использованы во зло, а также для нашего совершенствования. Наши желания могут никогда не исполниться по той причине, что мы эгоисты — это еще одна загадка для биологов и эволюционистов, почему эволюция создала людей эгоистами и ни какой другой вид. Но это еще не все.

Дело не только в том, что мы до сих пор не знаем, почему мы развиваемся так а не иначе, а в том, что у нас есть возможность отвергать ответы на вопросы о смысле жизни, которые не вписываются в общую картину мира большинства людей и научную конъюнктуру, и кажутся абсурдными. И дело в том, что люди являются искателями шаблонов, простых ответов, которые неизменно разрушаются и создаются от поколения к поколению показывая, насколько эти ответы лишены всякого смысла.

Отсюда следует, что вероятно, мы не знаем ответов о смысле жизни потому, что не хотим их услышать из-за предвзятости. В конце концов, эволюционный прогресс с точки зрения науки — это далеко не вся история развития, поскольку за наблюдаемой картиной мира лежат необъятная вселенная и миры, пока еще не постижимые для науки не по причине примитивности научных инструментов, а по причине отказа в поиске истины другим решениям в понимании мироздания и смысла жизни.